Автор Тема: Легенды и мифы Украинского казачества. Интересные факты!  (Прочитано 6087 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Grei

  • Новичок
  • Сообщений: 4
  • Репутация: +0/-0
Легенды и мифы Украинского казачества
(http://forum.tokmakcity.org.ua/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5yYWRpa2FsLnJ1)
14 октября в Украине отмечается День украинского казачества. Правда, не знаю, на сколько широко он отмечается, и каков процент населения страны вообще осведомлен о столь значимом национальном празднике. Но сейчас речь пойдет не о праздничных мероприятиях, а, собственно, о самих казаках.

У большинства жителей Украины сложился стойкий стереотип казака как борца за свободу и независимость, защитника веры, образец вольницы, храбрости, отваги и прочих других атрибутов воинской профессии. При слове "казак" люди могут вспомнить Тараса Бульбу, Богдана Хмельницкого, может быть, Петра Сагайдачного. И все... Познания в этой области истории ограничиваются скупыми словами школьных учебников, отложившихся в памяти, к тому же, не в полном объеме.

Вот и решил я восполнить этот небольшой пробел в знаниях народных, так сказать, напомнить: кто же они были казаки на самом деле, как жили, чем дышали.

Начну с самого названия - Украинское казачество. Если вспомнить названия других казачьих войск, существовавших на территории Восточной Европы и Азии, то сразу бросается в глаза, что только, так сказать, "наше" войско получило в последнее время национальное название. Все остальные казаки назывались по географическому признаку: Донские, Терские, Яицкие, Семиреченские и т.д. Да и "наших" казаков всю их историю не называли украинскими. Запорожские, Днепровские - да, а вот украинские - нет. И причина здесь очень простая: в казаки уходили не только украинцы, но и русские, татары, турки, молдаване, поляки, белорусы, греки и многие, многие другие. Поэтому и нельзя было их приписывать к какой-то нации в силу разношерстности как национального, так и религиозного состава казачества.

Термин "Украинское казачество" появилось уже в XX веке, когда украинскому национальному движению понадобился яркий образ великой истории украинского народа. То есть, термин был попросту "притянут за уши" для осознания собственной исторической значимости. И вот какой вопрос еще при этом возникает: в современную территорию Украины входят бывшие земли не только Запорожского казачьего войска, но и области Войска Донского. Так что же тогда - они не казаки, потому что не украинцы или не достойны памяти своих потомков? Может, стоило назвать праздничный день просто Днем казачества?

Теперь попробую развеять еще несколько укоренившихся мифов о днепровских казаках (позволю себе называть их именно так).

Не будем сейчас обсуждать проблему возникновения казачества, как такового. Здесь также существует множество мифов и догадок. Возникли себе и возникли. Только один аспект этого процесса - из кого оно возникло, их воинство.

По самой распространенной версии, казачество сформировалось из беглых крестьян, горожан и прочего люда, который по каким-то причинам не мог или не хотел жить в рамках существовавших тогда соседних государств. Здесь мы опять возвращаемся к тому, что беглецы эти были из многих стран, и отождествлять их только с украинским этносом в корне не верно. Достаточно хотя бы вспомнить имена и фамилии большинства гетманов запорожцев. Венцеслав Свитольдович (1401-1439), Предслав Лянцкоронский (1506-1512), Евстафий Дашкевич (1506-1536), Дмитрий (Байда) Вишневецький (1550-1563), Евстафий Ружинский (1565), Иван Свирговский (1567-1574)... И так далее. Что-то не заметно среди них украинских фамилий, а сплошь польские да литовские. Да еще и шляхетские. Может, на самом деле казачество вернее называть польским. Тем более, что и территория, которую в те годы занимали днепровские казаки, контролировалась Речью Посполитой.

Итак, расселились, значит, эти самые собравшиеся из разных городов и весей люди на Днепре и сразу начали турок да татар воевать. Возникают тут же вопросы: а откуда это они так мастерски научились владеть оружием; да и вообще, откуда это оружие взялось; а чем они питались, а где брали боеприпасы, одежду и прочий бытовой скарб, инструменты? Существует несколько версий ответов на эти вопросы.

Некоторые историки и публицисты считают, что организация казачества напоминала духовно-рыцарские ордена средневековья. Я даже встречал такое мнение, что вообще слово "рыцарь" имеет славянское происхождение. Такая точка зрения возникла еще в XVI - XVII веках, когда польско-литовские авторы пытались оправдать большое количество польской шляхты в рядах казаков. Эта версия дает нам возможность представить, что казачество получало материальные блага от церкви или благодарных селян за защиту от иноземных захватчиков. Но, присмотревшись к устройству казачьей вольницы, можно отмести эту версию полностью. Православный митрополит и основатель Киевской духовной академии Петр Могила относился к казакам с нескрываемой враждой и презрением, называя их в печати "ребелизантами". Сравнивать сечевую старшину с капитулом, а кошевого атамана с магистром ордена - величайшая пародия на европейское средневековье. Да и по внешнему виду казак походил на рыцаря столько же, сколько питомец любой восточной орды.

П. Кулиш собрал на этот счет яркий букет показаний современников, вроде оршанскаго старосты Филиппа Кмиты, изображавшего в 1514 году черкасских казаков жалкими оборванцами, а французский военный эксперт Дальрак, сопровождавший Яна Собесского в знаменитом походе под Вену, упоминает о "дикой милиции" казацкой, поразившей его своим невзрачным видом.

Раз "рыцарская" теория отпадает, рассмотрим другую - так сказать, демократическую. Беглые люди, объединившись в ватаги, почуяв волю и полную безнаказанность на окраинах тогдашних Польши, России, Турции, начали добывать себе необходимый "прожиточный минимум" путем грабежа и разбоя. Причем совершенно не важно было, кого грабить: русских, украинцев, поляков, татар. Для пополнения собственной "корзины потребления" годились все. Да и откуда могла взяться привязанность к какому-то народу, если в рядах казачьих ватаг, как мы уже знаем, присутствовали представители десятка национальностей. Вот и выходит, что ели, одевали и сражались казаки тем, что смогли захватить. Это их во многом роднит с пиратами. Только они были сухопутными пиратами.

Причем и сама демократия, то есть власть народа, у казаков трактовалась по-своему, а конкретнее, как полное безвластие. Они воспитаны были в духе отрицания государства. К своему собственному войсковому устройству, которое могло бы рассматриваться как прообраз государства у них существовало малопочтительное отношение, вызывавшее всеобщее удивление иностранцев. Популярнейший и сильнейший из казачьих гетманов Богдан Хмельницкий немало терпел от своевольства и необузданности казаков. Все, кто бывал при дворе Хмельницкого, поражались грубому и панибратскому обхождению полковников со своим гетманом. По словам одного польского дворянина, московский посол, человек почтенный и обходительный, часто принужден был опускать в землю глаза. Еще большее возмущение вызвало это у венгерского посла. Тот, несмотря на радушный прием, оказанный ему, не мог не вымолвить по-латыни: "Занесло меня к этим диким зверям!". Казаки не только гетманский престиж ни во что не ставили, но и самих гетманов убивали с легким сердцем.

Конечно, со временем стал вырабатываться какой-то своеобразный кодекс поведения, отношений. Произошло это только тогда, когда из среды казаков стали выделяться более авторитетные и "зажиточные" казаки - старшина. Им уже невыгодно было считаться разбойниками, они стремились влиться в привилегированное общество того времени, стали добиваться шляхетских привилегий, закрепления за собой земельных угодий и так далее. Но ее это также временами не спасало от казачьей буйной вольницы.

Гетман Демьян Многогрешный признавался: "Желаю прежде смерти сдать гетманство. Если мне смерть приключится, то у казаков такой обычай: гетманские пожитки все разнесут, жену, детей и родственников моих нищими сделают; да и то у казаков бывает, что гетманы своею смертью не умирают; когда я лежал болен, то казаки собирались все пожитки мои разнести по себе". К "разносу" гетманских пожитков казаки готовы были в любую минуту. Сохранилось описание банкета, данного Мазепой в шведском стане, в честь прибывших к нему запорожцев. Подвыпив, запорожцы начали тянуть со стола золотую и серебряную посуду, а когда кто-то осмелился указать на неблаговидность такого поведения, то был тут же прирезан. Если такой стиль царил в эпоху Гетманщины, когда казачество пыталось создать что-то похожее на государственное управление, то что было в сравнительно ранние времена, особенно в знаменитой Сечи? Кошевых атаманов и старшину поднимали на щит или свергали по капризу, либо под пьяную руку, не предъявляя даже обвинения. Рада - верховный орган управления - представляла собой горластое неорганизованное собрание всех членов "братства".

Вот и выходит, что особого геройства в казаках и не было. А создать легенду в оправдание своих деяний можно очень даже просто. В истории есть немало примеров, когда неблаговидные деяния людей или целых государств посредством труда нескольких авторов или мифологизации превращались в достойные деяния великих мужей человеческих.

Теперь еще один стереотип: казаки - защитники православной веры, православного населения, верные сторонники независимости Украины от кого бы то ни было, патриоты и борцы за справедливость.

Наверное, все-таки, большинство казаков были выходцами из соседних православных земель (Украина, Россия, Белоруссия). Но назвать их ревнителями веры сложно. Всякая попытка приписать им миссию защитников православия против ислама и католичества разбивается об исторические источники. Наличие в Сечи большого количества поляков, татар, турок, черкесов, мадьяр и прочих выходцев из неправославных стран не свидетельствует о запорожцах как ревнителях православия.

Да и как расценить походы казачьих отрядов в составе польских и татарских войск на православную Русь. Подтверждений тому тьма. В годы российской "Великой смуты" в рядах польской армии и армий Лжедмитриев сражалось против русских до 12 тысяч запорожских казаков. Великий герой украинского народа Северин Наливайко с большим рвением резал под Москвой своих единоверцев. При этом стоит отметить, что на тот момент "москали" пока еще ничем не могли обидеть днепровских казаков, как то угнетением украинского народа, жестокими поборами и так далее. Просто потому, что не было еще русских в этих землях. А постоянные нападения на русские торговые караваны, идущие на юг? И не только по Днепру, но и по рекам бассейна Дона.

Так что говорить о братстве по вере не приходится. Все действия казаков определялись только одним - жаждой наживы. Современники отзывались о религиозной жизни днепровского казачества с отвращением, усматривая в ней больше безбожия, чем веры. Адам Кисель, православный шляхтич, писал, что у запорожских казаков "нет никакой веры", и то же повторял униатский митрополит Рутский.

Да и в более позднее время, в годы так называемой Руины, казаки не отличались особой любовью к православному населению своей же страны. С завидным постоянством армии под руководством правобережных и левобережных гетманов жгли украинские деревни, вырезали население украинских сел и городов, расположенных на землях своих противников. И опять же - борьба за власть, за наживу.

Теперь о патриотизме и борьбе за независимость. Начнем с того, что великий освободитель Украины Богдан Хмельницкий был подданным польской короны. И только когда у него отняли имение, "задумался" вдруг о свободе Украины. Но это даже не очень удивительно. Удивительно другое. Данные, приведенные П. Кулишем, подтверждают, что оба Хмельницких, отец и сын, а после них Петр Дорошенко, признавали себя подданными султана турецкого - главы ислама. С крымскими же татарами, этими "врагами креста Христова", казаки не столько воевали, сколько сотрудничали и вкупе ходили на польские и на московские земли.

Сам гетман Богдан Хмельницкий был едва ли не первым сепаратистом. Не прошло и двух лет со дня присяги на подданство царю Алексею Михайловичу, как в Москву стали поступать сведения о нелояльном поведении Хмельницкого, о нарушении им присяги.

Проверив слухи и убедившись в их правильности, правительство вынуждено было послать в Чигирин окольничего Федора Бутурлина и думного дьяка Михайлова, дабы поставить на вид гетману неблаговидность его поведения. "Обещал ты гетман Богдан Хмельницкий со всем войском запорожским в святой Божией церкви по непорочной Христовой заповеди перед святым Евангелием служить и быть в подданстве и послушании под высокой рукой его царского величества и во всем ему великому государю добра хотеть, а ныне слышим мы, что ты желаешь добра не его царскому величеству, а Ракочию и, еще хуже, соединились вы с неприятелем великого государя Карлом Густавом, королем шведским, который с помощью войска запорожского его царского величества отторгнул многие города польские. И ты, гетман, оказал пособие шведскому королю без соизволения великого государя, забыл страх Божий и свою присягу перед святым Евангелием".

Хмельницкого упрекали в своеволии, в недисциплинированности, но не допускали еще мысли об отложении его от Московского Государства. А между тем, ни Бутурлин, ни бояре, ни Алексей Михайлович не знали, что имели дело с двоеданником, признававшим над собой власть двух государей. Факт этот стал известен в XIX веке, когда историком Н. И. Костомаровым найдены были две турецкие грамоты Султана Мехмета к Хмельницкому, из которых видно, что гетман, отдавшись под руку царя московского, состоял в то же время подданным султана турецкого. Турецкое подданство он принял еще в 1650 году, когда ему послали из Константинополя "штуку златоглаву" и кафтан, "чтобы вы с уверенностью возложили на себя этот кафтан, в том смысле, что вы теперь стали нашим верным данником".

Знали об этом событии, видимо, лишь немногие приближенные Богдана, в то время, как от казаков и от всего народа малороссийского оно скрывалось. Отправляясь в 1654 году в Переяславль на раду, Хмельницкий не отказался от прежнего подданства и не снял турецкого кафтана, надев поверх него московскую шубу.

Через полтора с лишним года после присяги Москве султан шлет новую грамоту, из которой видно, что Богдан и не думал порывать с Портой, но всячески старался представить ей в неверном свете свое соединение с Москвой. Факт нового подданства он скрыл от Константинополя, объяснив все дело, как временный союз, вызванный трудными обстоятельствами. Он по-прежнему просил султана считать его своим верным вассалом, за что удостоился милостивого слова и заверение в высоком покровительстве.

Двоедушие Хмельницкого не представляло чего-нибудь исключительного; вся казачья старшина настроена была таким же образом.

И это сам Богдан Хмельницкий. Что уж говорить о его сыне Юрии, который трижды присягал на верность разным монархам. Да и их последователи были не лучше. Наверное, не найдется такой соседней страны, которой не клялись в вассальной зависимости украинские гетманы. К этому списку можно прибавить и относительно далекую Швецию.

Это только некоторые факты из многолетней и многогранной истории днепровского казачества. При наличии времени любой может отыскать еще десятки, а то и сотни случаев "патриотизма", "верности слову", особенно среди казацкой старшины.

Можно много говорить о поиске своего места на карте Европы, но больше это напоминает многоженство. Где в этом патриотизм? С каких пор подчинение другим государствам, чаще всего даже иноверным (что в те времена было жутко), называется патриотизмом.

Здесь же можно вспомнить и о чести. В те стародавние времена "целование креста" на верность, клятва на Святом Писании, считались священными. Нарушители этих клятв считались в глазах большинства отступниками, клятвопреступниками.

Невозможно в этой ситуации пройти и мимо такой фигуры, как Иван Мазепа. Любимец Петра I, человек, введший на украинских землях крепостное право и первый прирезавший себе 150 тысяч крепостных душ, вдруг принимает решение нарушить клятву и податься к шведам. Можно отнестись к этому с пониманием, если принять во внимание то, что говорят об этом украинские историки. "Москали" вмешиваются в дела Украины, вводят свои жестокие законы, ущемляют национальные интересы страны.

Но в таком случае за Мазепой должна была подняться вся Украина. Он обещал привести в армию Карла XII 15 тысяч казаков. Привел 5 тысяч, из которых в первую же ночь большинство разбежалось. Да и жители Полтавы, покрывшие себя неувядаемой славой, почему-то не открыли ворота шведской армии. Можно ли сказать в таком случае, что Мазепа представлял интересы Украины. Или он представлял какие-то или чьи-то другие интересы. Думайте сами.

При написании этого материала я четко различаю "казаков" и "украинцев". Первые - никакие не борцы за свободу, а, по сути, бандиты, грабившие своих и чужих, насквозь "обазиатившиеся", а то и просто азиаты по происхождению. Вторые - трудолюбивый, оседлый народ пахарей и ремесленников. И та борьба, которую вели казаки якобы за свободу Украины, была вовсе не патриотическим движением, а узкоклановой борьбой за власть, добычу и богатство.

(http://forum.tokmakcity.org.ua/go.php?url=aHR0cDovL3d3dy5yYWRpa2FsLnJ1)
При этом я не идеализирую и других казаков. Ни донских, ни терских, ни яицких. В их истории тоже много бандитизма, несправедливости и непостоянства. Но на раннем этапе развития. Присягнув однажды русскому православному царю, они до конца своего существования оставались верными своей клятве.

Григорий Гринь.
« Последнее редактирование: 27/10/2008, 12:59:42 от Grei »

 

Оффлайн YoJik

  • Юзер
  • Сообщений: 54
  • Репутация: +5/-0
Интересные факты собрали исследователи Д. Яворницкий и Я. Новицкий. А это - размышления бабушек у подъезда, читающих только газету "Коммунист".
Многих интересовал вопрос касательно оружия и боеприпасов. И вот археологи находят остатки кузнечных мастерских с остатками сабельных сплавов, мало отличающих по составу от мечей времен Киевской Руси. Но колющее-режущее еще ладно. Для ведения боевых действий нужен был порох. Что, покупать его у китайцев? Или грабить? И много пороха награбишь? И снова археологи - находят курганы, которые оказались селитроварными мастерскими. И знаете, откуда брали селитру казаки? Вымывали ее из чернозема!!! Да, они 500 лет назад знали, что в черноземе полно селитры, а советские агрономы сказали "надо сыпать азот!" и испортили почвы.
Казачество - это феномен, достойный изучения. И кроме приведенных в статье фактов пьянства, бандитизма и разбоя, были и другие факты, которыми можно гордиться. Ведь все гордятся победой Советской Армии над гитлеровцами, однако умалчивают факт, что доблестные советские воины тоже убивали детей в Германии и за годы наступления на Берлин изнасиловали более 2 млн. немецких женщин. Однако мы же гордимся ими, вон какие памятники грохаем! И каждый год на 9 мая стреляем салюты.
Возвращаясь к казакам, вот вам интересный момент. Они изобрели ручные пушки. Пойди и дай пьянице ручную пушку! Пусть ее сперва поднимет, а потом еще и выстрелить из нее попробует! А казаки шли в бой с такими орудиями, как голливудский Рембо.
Ну и как ни крути, на основе казацкого зимовника (оседлого поселения) возник Токмак. Зимовники стояли в с. Заможном, Жовтневом и Садовом.

Михалыч

  • Гость
Возвращаясь к казакам, вот вам интересный момент. Они изобрели ручные пушки. Пойди и дай пьянице ручную пушку! Пусть ее сперва поднимет, а потом еще и выстрелить из нее попробует! А казаки шли в бой с такими орудиями, как голливудский Рембо.
С этого места можно поподробнее? Первый раз слышу о ручных пушках. Ничего не путаете?

Оффлайн jack

  • Почетный
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 1212
  • Репутация: +139/-12
Михалыч, у вас там в Днепре есть музей Яворницкого, я там бывал, и видел эту пушку,  YoJik наверное просто не так понял, это пушка просто не большого размера, ее элементарно может перенести один человек, в связи с этим она очень маневрена, что не мало важно при быстрой перемене дислокации во время боя, эти пушки так же устанавливали на козацкие чайки, и именно эти пушки давали козакам приимущества в молнииносном наступлении. А ручной она называется потомучто она транспортировалась в ручную, а не на колесах, это то же самое что ручной пулемет, это же не значит что он предназначен для стрельбы в руках(вы его просто не удержите). Хотя от козаков можно было ожидать что угодно, может и были случаи стрельбы из этих пушек в руках, кто знает.

Оффлайн YoJik

  • Юзер
  • Сообщений: 54
  • Репутация: +5/-0
В том музее как раз нет этой самой пушки. Она чуть поменьше. Однако тяжелая и отдача сильная. Ни у кого больше такого оружия не было, только колесные варианты. А были еще многоствольные орудия и скорострельный кремневый запал - тоже изобретение казаков. Не говоря уже о первой в истории подводной лодке - модернизированной чайке. Ну и разные варианты боевой тактики - простые "алкаши и оборванцы" вряд ли б до такого додумались.
К сожалению, казаков постигла грустная судьба, именно по причине борьбы за власть. Прям как у нас в парламенте сейчас. Хотя начиналось все хорошо. История Запорожского государства должна быть наукой нашим "можновладцям"...

Оффлайн machaon777

  • Главный модер
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2844
  • Репутация: +154/-5
И типа в статье хвала Москве и ее попам... Ну-ну... И казаки прям грабители такие, что ужас. А передовые технологии в сельском хозяйстве? А пчеловодство? А природоохранное право??? Я уже молчу про инженерное дело и изобретательский ум, при чем не только в военных целях. Если б не тогдашние жиды, усиленно торговавшие спиртным, так и пьянства б не было среди казаков. Они и сами умели гнать горилку, но на это особо времени не было, у низового войска кругом были зимовники с женами и семьями, хозяйство. На Сечь они прибывали только на время боевых действий. Лишь небольшая часть постоянно там проживала. Так что уважаемый плохо подготовился к уроку и напустил много пурги, которая может быть активно подхвачена некоторыми политическими силами.

Оффлайн Ukrcossacks

  • Новичок
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +0/-0

ukrcossacks.at.ua - історія і сучасність українського козацтва.

Оффлайн Lerakroxa

  • Lerakroxa
  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Репутация: +0/-0
    • E-mail
То есть сообщение может успешно добавляться. Мое. А может через кризис. Через могилу. Но добавляться. Же. ну пока живешь же. а если живешь, значит надежда есть. еще. на тебя. Кто надеется? Да Любовь же. Твоя.

Любовь.

P.S.:
ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕПОНЯТНО ВСЕГДА СМОТРИ СЮДА (http://forum.tokmakcity.org.ua/go.php?url=aHR0cDovL3R1dC5sYS80Zw==)!
BEST FRIEND HERE >>> CLICK (http://forum.tokmakcity.org.ua/go.php?url=aHR0cDovL3R1dC5sYS80Zw==)
САМЫЙ БЫСТРЫЙ И ЛЁГКИЙ СПОСОБ ЗАРАБОТКА В ИНТЕРНЕТЕ! СПРАВИТЬСЯ ЛЮБОЙ! >>> ЗАХОДИ (http://forum.tokmakcity.org.ua/go.php?url=aHR0cDovL2RlbmdpbmFhdnRvLnJ1)!

 

SimplePortal 2.3.6 © 2008-2014, SimplePortal